Уважаемые пользователи! Сообщаем, что официальный сайт МБОУ г. Мурманска СОШ № 43 перенесён на новую платформу и доступен по следующему адресу: https://sc43murm.gosuslugi.ru/

Воспитание

Опубликовано в Родителю

Воспитание лидера

Лидерство, лидерские качества - тема для психологии не новая. Но в нашей стране до определенного времени воспитание таких качеств не поощрялось. В почете были коллективизм и умение подчиняться. Времена изменились. Многие родители хотели бы видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успеха.

Лидером нужно родиться или им можно стать?

Посмотрим на список лидерских качеств. Все они могут быть присущи и обычным людям. Просто в иной степени и в другом сочетании.
Компетентность в какой-то области, умение говорить, личное обаяние и многое другое. Есть обаятельные и общительные люди, вовсе не стремящиеся быть лидерами. Ораторские способности, энергичность и напористость не гарантируют, что за тобой тут же потянутся окружающие. Уверенность в себе, независимость, умение отстоять свою точку зрения свойственны очень многим людям, в том числе и не стремящимся к лидерству.
Но одна черта выделяет всех лидеров уже в дошкольном возрасте. Это способность девочки или мальчика увлечь за собой сверстников. Они первыми начинают какое-то дело, а другие смотрят на них и затем следуют их примеру. Их сильное качество - умение ставить собственные цели и привлечь других детей к выполнению этих целей. Хотя у некоторых ребячьих лидеров и цели, и средства их достижения не всегда социально одобряемые. Однако для них не составит труда вовлечь в свои проекты и авантюры приятелей или одноклассников.

Можно ли воспитать лидера и как это сделать?

Прежде чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы, предложенные психологом Верой Брофман:

  1. Почему я хочу это сделать?
  2. А хочет ли мой ребенок становиться лидером?
  3. Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать?

Если вы по-прежнему полны энтузиазма, попробуйте воспользоваться следующими советами.

  • Поощряйте стремление к исследованию, поиску нового.
  • Позволяйте рисковать (в пределах разумного). Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.
  • Подбадривайте ребенка. Уверенность появляется, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать!" И после: "Ты это сделал. Потрясающе!" Уверенность в себе воспитывается с первых шагов малыша.
  • Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывайте в ребенке решительность.
  • Настраивайте на успех. Некоторые дети беспокоятся, прежде всего, о том, чтобы не потерпеть неудачу в каком-то деле. Тогда успеха не гарантируют даже высокие способности в этой области. Тот же, кто верит в успех, добивается его сам и увлекает за собой других.
  • Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний. Поощряйте мечты и различные проекты, какими бы далекими от жизни они ни казались. При этом важно, чтобы ребенок думал и о том, как эту мечту осуществить.
  • Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Вместо этого спросите: "А что ты можешь сделать?" Умение предложить варианты и возможности для действия - вот отличительная черта лидера. Тот, кто изучает проблему и указывает остальным способ ее решения, неизбежно встает во главе дела. Поощряйте вашего ребенка задаваться вопросом "А что, если я это сделаю?"
  • Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике. Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и честолюбивый лидер нуждается в возможностях оттачивать свое мастерство. Запишите своих детей в спортивную команду, в какой-нибудь клуб или детскую организацию, где они наберутся опыта общения с другими детьми. Поощряйте их занимать руководящую должность.
  • Помогите ребенку определить сферу его интересов. Кто-то станет заводилой в игре, а кто-то - в учебе. Став взрослым, один человек создаст уникальную актерскую труппу, другой - возглавит смелую научную разработку или организует новую политическую партию. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а именно она лежит в основе лидерства.
  • Подскажите ребенку один из секретов лидера - каждый день здороваться с каждым из подчиненных и улыбаться ему. Так и с ребенком: если он поддерживает хорошие отношения не только с тем, с кем дружит, но и с другими детьми, то в нем скоро увидят потенциального лидера.
  • Поощряйте ребенка к выступлению перед большим количеством людей. Умение говорить с аудиторией без стеснения - одно из главных качеств лидера. Пусть ребенок потренируется дома. Подскажите ему, как нужно говорить - громче или тише, может быть, более выразительно, куда ему следует смотреть и т. д.

Лидером становится тот, кто имеет три главных качества: уважение к другим, находчивость и ответственность. Он старается понять и выполнять правила (уважение к другим). В случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость). Умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).
Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером - не значит быть сверхчеловеком. Главное - ставить перед собой реальные цели и использовать для их достижения свои способности и талант.

Воспитание предприимчивого человека

Списки лидерских качеств и качеств успешного предпринимателя во многом совпадают. Значит, и усилия в воспитании тех и других часто нужно направлять на одни и те же моменты.

Как стимулировать активность ребенка?

От некоторых родителей можно услышать, что их дети каждый день часами смотрят телевизор, никогда не заглядывают в книгу и часто не знают, чем себя занять. Однако есть и такие дети, у которых не хватает времени на то, чтобы воплотить в жизнь все свои задумки.

Откуда у них такая инициативность?

Дети, умеющие ставить цели и достигать успеха, часто получают "первоначальный заряд" от своих родителей. Важно правильно подобрать необходимый им стимул.

Как это сделать?

  • Давайте детям возможность выбора. Вначале он может быть самым простым - какую рубашку или платьице надеть, съесть на завтрак манную кашу или овсянку, какой мультфильм посмотреть и т. д. Со временем самостоятельный выбор будет касаться все более важных сторон жизни. Например, увлечений или учебных программ.
  • У каждого ребенка есть свой особый интерес. Никто лучше родителей не сможет определить, чем по-настоящему интересуется их ребенок. Даже при скудном домашнем бюджете поощряйте стремление детей к какой-то деятельности, спорту или другим увлечениям.
  • Помогайте ребенку открывать мир, его разнообразные и удивительные возможности. Так легче будет определить его индивидуальные наклонности и способности. Не выдавайте свои интересы и цели за цели и интересы ребенка. Даже если вам очень хочется воспитать будущую музыкальную знаменитость или олимпийского чемпиона. Даже если вы считаете, что у ребенка есть соответствующие способности. Предоставьте ему возможность выбирать, пока не сформируется устойчивый интерес к какой-то деятельности.
  • Давайте детям возможность добиваться успеха. Для этого нужно, чтобы у них были соответствующие возрасту игрушки и занятия. Обязательно хвалите усилия ребенка и признавайте его успехи. Пусть он слышит, как вы с одобрением отзываетесь о нем другим взрослым.
  • Воспитывайте независимость, поощряя ребенка или подростка выражать свои взгляды. Если он знает, что с его мнением считаются, это будет лучшим стимулом к самостоятельным поступкам. И наоборот, безразличие окружающих к его взглядам гасит инициативу.
  • Приучайте детей самих принимать решения. Доверяйте им и не заставляйте делать так, как вам хочется. При этом покажите, как делать разумный выбор, доверяйте их здравому смыслу. Не вмешивайтесь, как бы ни хотелось направить ребенка. Конечно, если его действия законны и не опасны для жизни и здоровья.
  • Стоит задуматься вот над чем. Родители могут сделать успешную карьеру и достичь материального благополучия. Но это не значит, что сын или дочь будет автоматически стремиться к тому же. Естественно желание дать детям то, чего не было у нас. Однако то, что просто достается, может вызвать у них и обратную реакцию (пример - дети богатых родителей, отказывающиеся от материальных благ).
  • Не допускайте пассивности, поощряйте активную деятельность. Ограничивайте время, которое дети проводят у телевизоров и за компьютерными играми. Такое пассивное времяпрепровождение не требует от ребенка никакой инициативы. Не бросайтесь решать за него проблему, когда слышите "мне скучно". Учите детей интересно проводить время в занятиях, требующих воображения и активности. Показывайте пример собственной активности во всем - и в работе, и в проведении досуга.

Какие качества свойственны предприимчивому ребенку?

  • Он активен и инициативен в игре, общении, учебе, увлечениях, работе; если не во всех, то в нескольких из этих видов деятельности.
  • Проигрыш и неудача не заставляют его тут же отступать и не ввергают в уныние; он приложит все усилия к достижению цели, но при этом трезво будет оценивать свои возможности.
  • Его отличают практичность и реалистичность в выборе занятий, увлечений и друзей.
  • Такой ребенок интересуется коммерцией и торговлей, семейным бюджетом, умеет толково распорядиться своими карманными средствами.
  • Ему свойствен аналитический склад ума в сочетании с развитой интуицией; способен добраться до сути проблемы и решить ее.
  • Проявляет творческий подход в достижении своих целей; умеет из ничего извлечь пользу и выгоду для себя.
  • Энергичность, напористость и откровенность сочетаются в предприимчивом ребенке с умением гибко приспосабливаться к окружающим обстоятельствам и людям.
  • Предприимчивые дети способны учиться на собственных ошибках.

Попробуйте взглянуть на своего ребенка как бы со стороны и определить, какие качества предприимчивого человека у него уже имеются, а какие следовало бы потренировать. При этом стоит помнить, что нашим детям приходится получать образование, строить свою жизнь и карьеру в других условиях, чем нам. Значит, могут понадобиться и совсем новые качества для достижения успеха.